Как укрепление доллара повлияет на экономику стран Азии

Перспектива сворачивания QE угрожает подорвать рост развивающихся стран, - уверен экс-советник президента Южной Кореи, профессор экономики Ли Чон-Ва
Развивающиеся страны столкнулись со значительной неопределенностью и серьезными рисками понижения. Одним из основных источников нестабильности является надвигающееся свертывание экспансионистской кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США. Такая перспектива порождает нестабильность на мировых финансовых рынках и угрожает подорвать рост развивающихся стран.

ФРС дала понять, что ее ставка по федеральным фондам будет оставаться на уровне 0% по крайней мере до тех пор, пока безработица будет превышать 6,5%, а инфляционные ожидания будут оставаться хорошо закрепленными. Однако остается неясным, когда и как ФРС начнет ужесточение кредитно-денежной политики. Не вызывает сомнений то, что при вынесении своего решения ФРС не будет рассматривать побочные эффекты ее политики на остальной мир, оставляя политиков и глав центральных банков затронутых стран самостоятельно разбираться с последствиями.

Ужесточение монетарной политики США может усилить глобальную нехватку кредитов, тем самым увеличивая давление на экономические и финансовые системы Азии. Чрезмерная реакция и стадное поведение участников рынка может спровоцировать ситуацию внезапной остановки притока капитала, осложненную острой нехваткой доллара, как это произошло в 1997 и 2008 годах. Тем самым будут созданы затруднения для азиатских банков и корпораций.

Эти риски объясняют, почему простое предложение ФРС двигаться в направлении сокращения покупок долгосрочных активов (так называемое количественное смягчение), сделанное этим летом, послужило причиной стремительного падения валют и цен на активы в развивающихся странах. Они также указали на необходимость для азиатских стран создать более сильные сети финансовой защиты.
Ужесточение монетарной политики США может усилить глобальную нехватку кредитов, тем самым увеличивая давление на экономические и финансовые системы Азии

Глобальный финансовый кризис 2008 года выявил фундаментальные недостатки в международной валютной системе, когда неспособность обеспечить достаточную ликвидность тяжелым бременем легла на развивающиеся азиатские экономики. С тех пор эти страны предприняли меры по обеспечению стабильности своих финансовых систем от нестабильных внешних шоков, укрепив финансовый надзор и регулирование, а также разработав более эффективные макроэкономические структуры, в том числе лучшее макропруденциальное регулирование и меры контроля над капиталом. Однако их сильная зависимость от международной торговли и потоков капитала означает, что они остаются уязвимыми к серьезным финансовым изменениям в Соединенных Штатах.

Кроме того, со времен азиатского финансового кризиса 1997 года развивающиеся страны региона увеличили свои запасы валютных резервов и теперь обладают немногим больше половины всей валюты мира. Семь из десятки первых резервных экономик мира находятся в Азии. Однако накопление международных резервов, особенно в виде низкодоходных краткосрочных ценных бумаг Казначейства США, является дорогим и неэффективным.

Некоторые страны Азии, особенно Китай, пытаются также интернационализировать свою валюту. Учитывая расширение глобального влияния Китая, перерождение юаня в качестве новой международной валюты неизбежно. Однако для небольших стран процесс интернационализации будет куда сложнее.

В своем стремлении обеспечить достаточную ликвидность, азиатские страны также активно вводят механизмы валютных свопов. С 2008 года Китай подписал 23 двухсторонних обменных соглашения, в том числе и с Южной Кореей. Япония в период глобального кризиса расширила свой аппарат двухсторонних договоров об обмене со своими азиатскими соседями. И десять государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также Китай, Япония и Южная Корея построили региональный резервный пул объемом в $240 млрд., чтобы обеспечивать членам соглашения краткосрочную ликвидность в чрезвычайных ситуациях.

Такие свопы должны помочь азиатским странам справиться с валютными потрясениями, вызванными изменениями в политике ФРС. Однако они остаются непроверенными и, учитывая их относительно небольшие объемы, они не могут успокоить рынки или обеспечить адекватную чрезвычайную поддержку странам, оказавшимся в кризисе, особенно в случае крупномасштабных системных потрясений.

ФРС, де факто являющаяся глобальным кредитором в последней инстанции, может значительно улучшить эффективность сети финансовой безопасности Азии путем создания соглашений по обмену валютой с центральными банками развивающихся стран в ходе процесса разворота своей политики.
Накопление международных резервов, особенно в виде низкодоходных краткосрочных ценных бумаг Казначейства США, является дорогим и неэффективным

В 2008 году ФРС заключила соглашения о свопах с центральными банками десяти развитых стран, в том числе с Еврозоной, Соединенным Королевством, Японией и Швейцарией, а также с четырьмя развивающимися странами (Бразилией, Южной Кореей, Мексикой и Сингапуром). Эти соглашения, срок действия большинства из которых истек в 2010 году, обеспечили реагирование на напряженность на рынках краткосрочных кредитов и улучшили условия ликвидности в период кризиса. Своп центрального банка Южной Кореи в размере $30 млрд. предотвратил, хотя и не полностью, массовое изъятие вона из банков.

Повторное установление договоренностей по обмену между ФРС и развивающимися странами позволит свести к минимуму отрицательные внешние эффекты от предстоящего разворота кредитно-денежной политики. Даже просто заявление ФРС о своей готовности сделать это на длительное время убедит рынки, что развивающиеся экономики будут в состоянии предотвратить кризис ликвидности.

Соглашения о свопах также послужат американским интересам. В конце концов, проблемы в развивающихся странах приводят к дестабилизации всей мировой экономики, что угрожает хрупкому восстановлению стран с развитой экономикой, в том числе и США. И, учитывая рост Китая, очевидно, что в интересах Америки поддерживать баланс экономической мощи Азии.

Критики могут привести в качестве аргумента риск моральной угрозы, порождаемый поддержкой ликвидности. Однако хорошо продуманная основа соглашений, обеспечивающая заключение соглашений о свопах только для высококвалифицированных развивающихся экономик (и только временно) существенно уменьшит этот риск.

В самом деле, некоторые эксперты, например экономист Эдвин Труман, предложили создание институциональной глобальной договоренности по свопам в качестве более эффективного и надежного механизма по предотвращению кризисов. Думаю, эту идею стоит рассмотреть странам G-20. Однако создание такой системы потребует времени. В то же время ФРС также должна взять на себя инициативу по восстановлению соглашений о свопах с развитыми и развивающимися странами.

Ли Чон-Ва,
профессор экономики и директор Азиатского научно-исследовательского института в Корейском университете,
был старшим советником по международным экономическим вопросам экс-президента Южной Кореи Ли Мен Бака

Copyright: Project Syndicate, 2013
ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd